Верховным Судом РФ подготовлен обзор судебной практики за 2021 - 2022 годы по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022), в котором приведены разрешенные судами споры, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а также споры между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.
В частности, закреплены следующие позиции:
- на изготовителе некачественного товара лежит обязанность по возмещению потребителю убытков в полном объеме, включая уплаченные банку проценты по договору потребительского кредита на целевое приобретение такого товара;
- законом о защите прав потребителей не предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом;
- бремя доказывания нарушения потребителем правил использования услуги как основания для освобождения от ответственности лежит на исполнителе;
- в случае выплаты страхового возмещения третьему лицу, пострадавшему в результате взаимодействия транспортных средств, одним из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность владельцев этих транспортных средств, солидарное обязательство прекращается;
- непредставление поврежденного транспортного средства на осмотр и/или для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) либо выполнение его ремонта или утилизации до организации страховщиком осмотра могут служить основанием для отказа в страховом возмещении только в том случае, если непредставление поврежденного транспортного средства на осмотр не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков.
Старший помощник Ульяновского прокурора по надзору
за соблюдением законов в исправительных учреждениях области
советник юстиции Е.Г. Букин